Статей этого закона нет ни в Уголовном кодексе, ни Гражданском. За его нарушение не будет штрафа и другого наказания. Это закон, прежде всего, нравственный. Настоящий охотник подчиняется ему, как голосу своего сердца. Охотничья этика — это своего рода кодексы норм поведения, нравственных критериев, моральных обязанностей любителя охоты по отношению к другим таким же любителям, а также к диким животным, к природе в целом. В основе этики охотника – бережное отношение к природе, уважение к труду и правам других людей.
Культурный охотник никогда не присвоит чужих трофеев. Он не воспользуется бедственным положением дичи или рыбы, чтобы заполучить добычу, а поможет им выпутаться из беды. Не будет стремиться добыть трофеи, сознавая, что их в силу сложившихся обстоятельств не удастся взять.
Настоящий охотник всегда чистоплотен, сам убирает за собой посуду, выносит в отведенные места мусор, будь то в лесу, на льду или в гостинице, опрятно одет, аккуратен, обязателен, содержит в идеальном порядке оружие, снасти, инвентарь, личные и принадлежащие хозяйству. Под строгим запретом для него сквернословие.
Для настоящего охотника совершенно исключена стрельба на слух или по неясно видимой цели. Неэтична стрельба по пролетающим стаям весной и осенью. И вообще стрельба по стае птиц наугад не украшает охотника. Считается неэтичным стрелять зайца на лежке, а также убегающих тетеревов, куропаток и других птиц. Ни один культурный охотник не поднимет ружье на матку, притворившуюся подранком, чтобы спасти птенцов, линяющих водоплавающих, хлопунцов.
Недопустимы хвастовство, особенно добычей, такое отношение к трофеям, как небрежно закинутый за спину окровавленный заяц или связка растрепанных птиц. Подлинный охотник, пока находится в поле, отмоет, очистит дичь от крови и грязи, аккуратно уложит в ягдташ или рюкзак. Он не скажет: убил зайца или утку, а, как правило, «взял», «отстрелял», «снял в лет». Не станет снимать шкурку со зверька или разделывать дичь на видном месте во дворе — не всем это зрелище по нраву.
Удачливого охотника поздравляют не «с добычей», а «с полем», то есть со счастливым процессом полевания, охоты.
Не этичны споры о том, кто добыл данный трофей. Принято считать, что копытных и другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который произвел выстрел, остановивший и положивший зверя. Заяц, утка или другая мелкая дичь принадлежит охотнику, после выстрела которого она бита «намертво» или, будучи перед этим раненой, перестала двигаться. Охотники помогают друг другу в поисках подранков. Некорректно стрелять по зверю, если он явно движется на соседний номер. Грубейшее нарушение охотничьей этики — стрелять по лосихе с лосенком, оленухе с олененком, свинье с поросятами.
Существуют обычаи вежливости и при охоте с собаками. Если охотник непредумышленно застрелил зайца из-под чужой гончей, он непременно отдаст трофей владельцу собаки. Тот по традиции возвращает патрон, как бы в знак благодарности и возмещения за затрату заряда. При охоте двух-трех охотников с одной подружейной собакой они уславливаются об очередности стрельбы.
Нельзя стрелять дичь там, где нет возможности найти добычу. Нельзя занимать чужие скрадки, шалаши, лабазы и другие оборудованные для охоты места. При большом количестве охотников в хозяйствах право выбора места охоты или отдыха зависит от очередности их прибытия.
- Добытая из-под чужой собаки дичь принадлежит хозяину собаки, который возвращает стрелявшему два патрона.
- Дострелянный подранок принадлежит тому, кто подранка сделал, если, конечно, после его стрельбы были явные признаки ранения дичи, дострелявшему возвращается два патрона.
- Если по дичи стреляло несколько охотников без явных попаданий, а дичь, пробежав или пролетев какое-то расстояние, падает, она принадлежит тому, кто стрелял последним. Крупная дичь считается добычей того, кто окончательно остановил зверя.
- Нельзя стрелять дичь, идущую на товарища.
- Первым стреляет тот, у кого поднялась дичь, после его выстрела стреляют остальные.
- На коллективной охоте командует один человек, все остальные, невзирая на лица, ему подчиняются. Руководителю охоты участники могут в корректной форме высказывать предложения, связанные с проведением охоты.
- Все претензии к промахнувшемуся высказываются вежливо: не промахивается только тот, кто не стреляет.
- Убившему на коллективной охоте крупного зверя стрелку принадлежат голова зверя и субпродукты (язык, сердце, печень, легкие), остальное делится на всех участников.
- Если попал на охоту в чужую команду, веди себя по поговорке: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
- Охотник должен помнить, что нужно делать что-то одно: или охотиться, или пить водку Совмещение противоестественно.
- На охоте все равны. Уборка помещения и мытье посуды, приготовление пиши и т. п. – для всех.
- Крупную дичь ни при каких обстоятельствах нельзя стрелять вдогонку.
- Если животное убито в чужом секторе, то оно присуждается тому, кто в этом секторе стрелял. Если зверь лег посередине секторов – кто нанес зверю смертельную рану, тот и победитель.
- Недопустимо стрелять зайца на лежке, птицу — не в полете.
- Из-под легавой стреляют дичь, поделив сектор полета.
- При охоте с лодки вдвоем более меткий всегда будет с добычей, но воспитанный охотник сложит все в одну кучу и поделит пополам.
- Обязательно следует добить подранка.
- При охоте на кабана: первой идет самка, за ней – выводок. Настоящий охотник самку не стреляет.
- Если вы в первый раз подстрелили кабана или лося, то старший по возрасту и по опыту охотник немного помажет ваше лицо кровью убитого зверя – это своего рода посвящение в охотники. Не возмущайтесь!
- На току тетерок не стреляют и не стреляют первого прилетевшего тетерева: можно расстроить весь ток.
- Кто убил зверя, тот его и разделывает.
- Для настоящего охотника неприемлемы электронные манки, ночные прицелы, охота с автомашин и другой беспредел. Пользующиеся такими способами охотники позорят русскую традиционную охоту!
- На охоте взаимовыручка, рука друга в любой ситуации – ценность, дороже которой нет ничего в жизни охотника. Берегите этот изумруд, чтобы от времени он не помутнел. Пусть он всегда согревает вас и вселяет уверенность в завтрашнем дне.